Петр Тодоровский

Петр Тодоровский — биография

Петр Тодоровский

Биография

Петр Ефимович Тодоровский – советский и российский режиссер, сценарист и композитор, лауреат Венецианского кинофестиваля. Самыми популярными работами мэтра кинематографа являются «Городской романс», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Военно-полевой роман», «Интердевочка» и «Анкор, еще анкор».

Детство и юность

26 августа 1925 года у Ефима Тодоровского и его жены родился сын, которого назвали Петром. Семейство проживало в городе Бобринце (Кировоградская область Украины). Во время Второй мировой войны родители будущего режиссера перебрались в Сталинград, где Петр и его отец некоторое время трудились разгрузчиками угля на местной электростанции.

После смещения линии фронта на восток семья Тодоровского вновь переехала, на этот раз в деревню Песчаный Мар (Саратовская область). В 1943 году Петр стал курсантом Саратовского военного училища, а уже год спустя в качестве командира минометного взвода отправился в Беларусь, где впоследствии участвовал в ряде боевых операций. В составе Красной армии Петр дошел до Эльбы, но после полученного во время боя ранения был отправлен за линию фронта.

После окончания Второй мировой Тодоровский непродолжительное время служил офицером в Костромском гарнизоне, а после демобилизации пошел трудиться на завод стеклотары, где проработал полгода. В 1949 году будущий режиссер поступил на операторский факультет московского ВГИКа. Учебное заведение Петр окончил в 1954 году, после чего на протяжении 10 лет работал на Одесской киностудии.

Фильмы

Режиссерским дебютом Петра Тодоровского стал фильм «Верность» (1964 год), после чего он снял картины «Фокусник» (1967 год), «Городской романс» (1969 год), «Своя земля» (1973 год), «Последняя жертва» (1975 год) и «В день праздника» (1978 год).

В 1970 году Тодоровский дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме Марлена Хуциева «Был месяц май». За основу сценария был взят рассказ Григория Бакланова «Почем фунт лиха». Особенностью киноленты было полное отсутствие игрового фона. Благодаря этой хитрости грань между главными и второстепенными героями стиралась, и зритель мог захватить все аспекты межличностных отношений героев, не оставив никого без внимания.

В 80-ых Тодоровский выпустил в свет картины, ставшие классикой отечественного кинематографа. 8 марта 1982 года состоялась премьера фильма «Любимая женщина механика Гаврилова». День для премьеры был выбран неслучайно: картина, ориентированная преимущественно на женский пол, рассказывала о выстраданном, хрупком женском счастье. Прекрасно исполнившая главную роль Людмила Гурченко рассказывала, что в работе над фильмом ей нравилось, что ее персонажа не нужно обыгрывать словами, мимикой и жестами. Его необходимо было чувствовать.

В 1983 году на большие экраны вышла драма «Военно-полевой роман». Фильм, повествующий о первой любви и ее отголосках в жизни главного героя, собрал призы на фестивалях в Жданове, Берлине, Киеве и Праге, а также стал лауреатом «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм» (1984 год).

Кинолента «По главной улице с оркестром» (1986 год) давала зрителю возможность увидеть незримый для глаза процесс выбора. Главный герой фильма в один прекрасный день осознал, что ходить по кругу, циклично выполняя одни и те же действия, он больше не хочет. Уже немолодой бунтарь увольняется с работы и уходит от жены, доказывая, что человек вне зависимости от возраста, семейного и социального положения в любой момент может начать жизнь с чистого листа.

Звездный путь одной из самых ярких актрис современности Елены Яковлевой начался после выхода в 1989 году на перестроечные экраны фильма Тодоровского «Интердевочка». В ленте, разрушившей закостенелый стереотип о том, что в СССР секса нет, рассказывалась история обычной ничем на первый взгляд не примечательной девушки Тани Зайцевой, которая днем работала медсестрой, а вечером превращалась в ночную бабочку.

Последующие кинокартины Тодоровского – «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра» и «Ретро втроем» – также пришлись по нраву зрителям. По биографической повести Петра «Вспоминай, не вспоминай» был снят сериал «Курсанты», который вышел на большие экраны в 2004 году. В середине 2000-х фильмография кинематографиста пополнилась работами «Риорита», «Последний забой», «Тиски» и «Стиляга».

Личная жизнь

Первой супругой именитого деятеля культуры была актриса Надежда Чередниченко. На момент знакомства Петр был никому не известным оператором, а Надежда – артисткой, которую узнавали на улице. Роман развивался стремительно. Через месяц после знакомства молодые люди расписались. Как вспоминает сам режиссер, супружеская жизнь не приносила ему счастье. Молодой студент, который только начинал покорять кинематографический олимп, с самого начала чувствовал себя некомфортно в этих отношениях.

На фоне барышни, у которой, помимо квартиры на Котельнической набережной, машины и дачи в Сухуми, за плечами имелось два брака с людьми, по социальному статусу превосходившими его, Тодоровский просто терялся. В итоге стремление к самореализации взяло верх над желанием построить семью. Союз просуществовал полтора года. Официально пара развелась в 1961 году, сумев сохранить дружеские отношения.

Со второй супругой Мирой Григорьевной Петр познакомился в 1962 году. Избранница кинематографиста училась в институте инженеров морского флота и танцевала в студенческом ансамбле, в репертуаре которого была популярнейшая в то время песня Тодоровского «Где ты, где ты, друг любимый мой?». Именно на сцене приехавший на съемки в Одессу Петр и увидел Миру, которая покорила его с первого взгляда. Несмотря на то что привлекательному мужчине выказывали симпатию многие, Тодоровский остановился на прелестной танцовщице, которая впоследствии стала продюсером всех его фильмов.

Молодые люди расписались в 1962 году. Организатором свадьбы, проходившей в Ленинграде, стал близкий друг Тодоровского – поэт Григорий Поженян. Семейная жизнь супругов никогда не была рутинной. По темпу она более походила на творческий круговорот безумия. Петр, будучи человеком харизматичным и умным, как магнит притягивал к себе талантливых, идейных людей. Двери их квартиры были открыты и днем и ночью. Частыми гостями в доме были Булат Окуджава, Александр Володин, Василий Шукшин и даже Владимир Высоцкий.

Рождение в мае 1962 года сына Валерия Тодоровского нисколько не остудило пыл жадного до идей Петра. Мира неоднократно рассказывала журналистам, как непросто ей было убаюкать постоянно плачущего Валеру, который, слыша хоровое распевание песен и звонкий смех, доносящийся с кухни, никак не мог успокоиться. Несмотря на периодически возникающие трудности, супруги были счастливы. Стоит отметить, что Петр являлся не единственным добытчиком в семье. Мира также вносила весомый вклад в пополнение совместного бюджета. Жена сценариста ткала, вязала и вышивала, продавая поделки и получая за работу неплохие деньги.

Художественный промысел – не единственное занятие, приносившее выручку. После рождения ребенка супруга именитого режиссера начала втягиваться в индустрию кинематографа. Инженерное образование поспособствовало вовлечению деятельной барышни в сферу кино. Известно, что Мира писала сценарии для студии «Киевнаучфильм». Первой работой, где она дебютировала в качестве продюсера, стала картина Тодоровского «Интердевочка». Мира стала для Тодоровского и музой, и другом, и женой, и коллегой. Только смерть Петра поставила точку в их полувековой истории любви.

Смерть

В последние годы жизни Петр часто давал интервью. Именитый деятель искусств появлялся в телепередачах «В гостях у Дмитрия Гордона» и «Линия жизни», героями которой в разное время становились Гарик Сукачев, Борис Клюев, Никита Богословский и Виталий Вульф, а также снялся в авторской программе Дмитрия Диброва «Антропология».

Также на канале «Россия-Культура» с промежутком в пару дней вышел цикл передач под названием «Монолог в четырех частях». В них режиссер без прикрас рассказал всю подноготную своей жизни. Кинематографист вспомнил и войну, и людей, которые были рядом в этот непростой как для страны, так и для него период, и встречу на Эльбе и, конечно же, не обошел стороной свой творческий путь.

В апреле 2013 года Петр Тодоровский перенес сердечный приступ, после которого так и не оправился. Легенда российского кинематографа умер 24 мая этого же года. На момент смерти режиссеру было 88 лет. Прощание с деятелем искусств прошло 28 мая в зале Дома кино. Создатель фильма «Интердевочка» похоронен на Новодевичьем кладбище.

Фильмография

  • 1962 — Никогда
  • 1965 — Верность
  • 1967 — Фокусник
  • 1970 — Городской романс
  • 1973 — Своя земля
  • 1976 — Последняя жертва
  • 1978 — В день праздника
  • 1981 — Любимая женщина механика Гаврилова
  • 1983 — Военно-полевой роман
  • 1986 — По главной улице с оркестром
  • 1989 — Интердевочка
  • 1992 — Анкор, ещё анкор!
  • 1995 — Какая чудная игра
  • 1997 — Ретро втроём
  • 2001 — Жизнь забавами полна
  • 2003 — В созвездии Быка
  • 2008 — Риорита

Петр Тодоровский — декларации и сведения о доходах

В настоящий момент информация о доходах, недвижимости и транспорте не наполнена. В отношении чиновников, политиков и госслужащих информацию об имущественном положении можно найти на сайте Декларатор.

Петр Тодоровский — компромат, скандалы, новости

На нашем сайте представлены новости о личности: Петр Тодоровский. Вся биографическая информация подтверждается публичными информационными ресурсами и телеграм-каналами. Таким образом биография Петр Тодоровский дополняется новостями, информацией о скандалах и компромате.


РЕДАКТИРОВАТЬ