Алексей Пажитнов

Содержание:

Алексей Пажитнов — биография

Алексей Пажитнов

Биография

Согласно высказыванию Алексея Пажитнова, современные программисты часто создают компьютерные игры для людей с низким интеллектуальным уровнем. Над сражением с разработкой самого Алексея Леонидовича провели тысячи часов инженеры, юристы и бухгалтеры во всем мире. Укладка ровными рядами падающих фигурок в тетрисе создавала иллюзию победы разума над хаосом и энтропией.

Детство и юность

Будущий разработчик самой знаменитой компьютерной игры в мире появился на свет 14 марта 1956 года в семье московского философа Леонида Николаевича Пажитнова. Через год после рождения Алексея его отец защитил в МГУ кандидатскую диссертацию на тему «Формирование коммунистических и философских взглядов К. Маркса». Впоследствии Леонида Николаевича уволили с должности научного сотрудника Института истории искусств за подписание правозащитного «письма восьмидесяти».

Сын философа учился в математической школе № 91 на Поварской улице, в которой как раз во времена отрочества Алексея работал один из создателей системы матклассов Владимир Сапожников. Позднее Пажитнова то же учебное заведение окончили математики Максим Концевич и Дмитрий Каледин, а также экс-министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. После получения аттестата зрелости будущий автор тетриса продолжил образование в Московском авиационном институте и, согласно сведениям на странице Алексея Леонидовича в «Фейсбуке», в 1974-м закончил обучение.

Программирование

В вычислительном центре Академии наук СССР, сейчас носящем имя его основателя Анатолия Дородницына, Пажитнов занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи. В интервью сын философа неоднократно рассказывал, что в комнате с 5 рабочими местами трудились 15 программистов. Поэтому Алексей Леонидович ежедневно работал до полуночи — ждал, когда коллеги разойдутся по домам, чтобы получить место за столом с компьютером.

Заказчиками разработок Пажитнова и его товарищей выступали преимущественно министерство обороны СССР и КГБ. Оборонщики были заинтересованы в создании голосового управления пилотированием реактивных самолетов. «Контора глубокого бурения» искала способы вычисления диссидентов по произнесению ключевых слов в телефонных разговорах.

Алексей с детства обожал настольные игры. Одна из них — пентамино — подсказала Пажитнову идею тетриса. Сохранилось фото, на котором Пажитнов запечатлен с сыном-школьником и головоломкой — «бабушкой» его разработки. Первоначальный вариант головоломки Пажитнов написал на языке паскаль для компьютера «Электроника 60» летом 1984 года.

В тетрисе фигуры, в отличие от пентамино, состоят не из пяти, а из четырех клеточек, что объясняется возможностями компьютеров на момент создания. По совету психолога Владимира Похилько их число Пажитнов ограничил семью — большее количество средний игрок запомнить не в состоянии.

В компьютерной игре в отличие от настольной фигурки падают в «стакан». Скорость падения постепенно нарастает. Заполненный горизонтальный ряд пропадает, открывая возможности для продолжения игры, которая заканчивается, когда новая фигурка не помещается в «стакан» шириной 10 и высотой 20 клеток.

По количеству проданных коммерческих версий тетрис превосходит любую другую компьютерную игру в истории. Пажитнов смог воспользоваться плодами своего детища только в 1996 году, когда истек срок первоначальной лицензии, и он начал получать первые отчисления от продаж.

Летом 2010 года Алексей Леонидович сообщил, что уже десятилетие работает над многопользовательским режимом для тетриса.

«Главная проблема кроется в динамичности игры. На последних уровнях все внимание сосредоточено на игре, любое неосторожное движение ведет к проигрышу. Поэтому у игрока нет времени смотреть на действия соперников».

В 2019 году многопользовательский тетрис появился на консоли Nintendo Switch под именем Tetris 99. Многопользовательским элементом стала возможность подкидывать неполные ряды клеток в стаканы другим 98 участникам, пока не проиграют все, кроме одного.

Алексей Леонидович сожалеет, что мировая компьютерная индустрия слабо развивает игры с несколькими участниками. В итоге вместо того, чтобы получать радость от общения с расположенными за тысячи километров единомышленниками, игроки замыкаются на общении с компьютером. Однако Пажитнов понимает, что карточные забавы слабо подходят для состязаний онлайн — мало-мальски сведущий в программировании игрок легко может подсмотреть карты соперников.

Личная жизнь

По статистике две трети игроков в тетрис — женщины. Однако в интервью журналу Maxim в 2007 году Пажитнов утверждал, что никогда не представлялся как разработчик популярной головоломки дамам в целях изменений в личной жизни.

Жена Алексея Леонидовича — переводчица с английского языка Нина, вышедшая замуж за простого советского программиста, — подарила супругу двоих детей. С интервалом в 5 лет родились Петр и Дмитрий. С 1991 года Пажитновы живут в США — сперва в Вашингтоне, а затем в Сиэтле.

Хотя сейчас Алексей Леонидович управляет автомобилем «Тесла», разработчик тетриса сохранил тот же стиль вождения, который был у него 40 лет назад за рулем «Жигулей», и часто превышает допустимую скорость. Пажитнов продолжает играть в компьютерные игры как своего авторства, так и в покупные.

В июле 2017 года младший 30-летний сын Алексея Леонидовича Дмитрий Пажитнов провалился сквозь снежный мост в ручей Пеббл-Крик в национальном парке Маунт-Рейнир. Тело лыжника нашли только спустя 2 недели.

Алексей Пажитнов сейчас

С 2014 года фигурировали слухи, что по мотивам игры, разработанной в молодости Алексеем Леонидовичем, снимут художественный фильм. Накануне 2021 года стало известно о съемках картины с названием «Тетрис». Однако лента не экранизация компьютерной головоломки, а рассказ о биографии Пажитнова и его современников. В центре сюжета — приобретение прав на тетрис нидерландским дизайнером Хэнком Роджерсом. Роль Алексея Пажитнова в фильме исполняет Никита Ефремов, а роль столицы СССР — слегка загримированный Глазго.

Игры

  • 1984 — Tetris
  • 1989 — Welltris
  • 1990 — Faces
  • 1990 — Hatris
  • 1990 — Knight Move
  • 1993 — El-Fish
  • 1994 — BreakThru!
  • 1994 — Wild Snake
  • 1995 — Ice & Fire
  • 1995 — Clockwerx
  • 1997 — Tetrisphere
  • 1997 — Microsoft Entertainment Pack: The Puzzle Collection
  • 1999 — Pandora’s Box
  • 2005 — Hexic HD
  • 2006 — Dwice
  • 2007 — Hexic 2
  • 2013 — Marbly

Алексей Пажитнов — декларации и сведения о доходах

В настоящий момент информация о доходах, недвижимости и транспорте не наполнена. В отношении чиновников, политиков и госслужащих информацию об имущественном положении можно найти на сайте Декларатор.

Алексей Пажитнов — компромат, скандалы, новости

На нашем сайте представлены новости о личности: Алексей Пажитнов. Вся биографическая информация подтверждается публичными информационными ресурсами и телеграм-каналами. Таким образом биография Алексей Пажитнов дополняется новостями, информацией о скандалах и компромате.


РЕДАКТИРОВАТЬ