Анатолий Эфрос

Анатолий Эфрос — биография

Анатолий Эфрос

Биография

Анатолий Васильевич Эфрос – советский театральный режиссер, преподаватель. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Анатолий родился 3 июля 1925 года в городе Харькове. По национальности родители были евреями, и мальчик получил при рождении имя Натан Исаевич. Отец Эфроса работал на авиазаводе инженером, мать переводила техническую литературу. Во время войны семья была эвакуирована за Волгу. В Перми юноша вместе с отцом приступил к работе на производстве.

Помимо заводов, в то время в эвакуации находились многие творческие коллективы Москвы, в том числе и театр Моссовета. Так как Анатолий с детства увлекался театральным искусством, читал книги Станиславского, интересовался первыми постановками МХАТа, он решил использовать данную возможность и в 1943 году поступил в студию Юрия Завадского, которая открылась при театре Моссовета. Талант молодого человека требовал большего, чем работа актером, и через год Эфрос переводится на факультет режиссуры ГИТИСа на курс Н. В. Петрова и М. О. Кнебель.

Театр

Закончив театральный институт, Эфрос дебютировал в 1951 году спектаклем «Прага остается моей», показ которого состоялся в Московском дворце железнодорожников. Через некоторое время состоялась премьера второй постановки Анатолия Васильевича «Приезжайте в Звонковое» на сцене Московского областного драматического театра, после чего Эфрос отправляется в Рязань на должность режиссера-постановщика в местный драматический театр.

В 1954 году, вернувшись в столицу, Анатолий поступает на службу в Центральный детский театр, которым в те годы руководила бывший педагог Эфроса – Мария Кнебель. Получив карт-бланш, молодой режиссер превращает полузабытый детский театр в популярный молодежный театральный коллектив. Режиссер делает акцент прежде всего на постановках для подростков, используя в репертуаре пьесы современных драматургов – Виктора Розова и Александра Хмелика.

При участии молодых актеров Олега Ефремова, Олега Табакова, Льва Дурова на сцене ЦДТ выходят спектакли «В добрый час!», «В поисках радости», «Неравный бой», «Перед ужином». В своем творчестве Эфрос неустанно следовал принципам Константина Сергеевича Станиславского и всячески боролся с «театральщиной». Спектакли Эфроса смотрелись на одном дыхании, поражая зрителей новизной и искренностью.

В 1963 году режиссера переводят в театр Ленинского комсомола, который, так же как и ЦДТ в начале 50-х, находился в состоянии творческого застоя. Вокруг режиссера собирается целая плеяда будущих звезд советского театра и кино: Валентин Гафт, Анна Дмитриева, Александр Збруев, Михаил Державин, Александр Ширвиндт, Лев Дуров, Ольга Яковлева. Помимо современной драматургии – «В день свадьбы», «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат», «Снимается кино…» – режиссер берется за произведения Антона Чехова и Михаила Булгакова.

Но постановку «Чайки» 1966 года театральное руководство сочло неудачной, и спектакль уже через год запретили. В том же году Эфроса переводят в Театр на Малой Бронной, руководителем которого в те годы был Андрей Гончаров. При этом часть актеров, с которыми работал Анатолий Васильевич в Ленкоме, остается на месте, а 10 человек уходят вместе с постановщиком, в том числе Лев Дуров и Ольга Яковлева.

На новом месте очередная чеховская постановка «Три сестры» подверглась осуждению и запрету. Остракизму подвергся и второй спектакль Эфроса, поставленный по пьесе Э. Радзинского «Обольститель Колобашкин». На помощь режиссеру пришел новый художественный руководитель театра А. Дунаев, который позволил Эфросу проявить талант в полной мере на классическом репертуаре.

В конце 60-х появляются театральные шедевры Анатолия Васильевича «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Месяц в деревне», «Женитьба», два разных спектакля «Дон Жуан». О театре Эфроса заговорили как о феномене, театральной школе. В эти годы Анатолий Васильевич начинает преподавать в ГИТИСе, пишет книги «Репетиция -любовь моя», «Профессия: режиссер», «Продолжение театрального рассказа», «Книга четвертая», в которых не только описывает факты биографии, но и делится режиссерским опытом и сценическими находками.

В 1979 году у Анатолия Эфроса начался творческий кризис после неудавшейся постановки спектакля «Дороги» по роману Николая Гоголя «Мертвые души». Не нашла признания у публики и новая постановка «Трех сестер», премьера которой состоялась в 1982 году. В 1984 году по инициативе дирекции театра на Малой Бронной Эфроса увольняют из штата, и режиссер переводится в театр на Таганке.

Установить контакт с труппой Любимова новому постановщику не удалось. Сам Юрий Петрович, который из-за конфликта с властью был насильно отстранен от должности и находился за границей, в своем выступлении перед зарубежной прессой назвал Эфроса предателем. Актеры театра на Таганке поддержали учителя негласным бойкотом Анатолия Васильевича.

Несколько первых постановок режиссера, в том числе «На дне», «У войны не женское лицо», «Вишневый сад», на новом месте провалилось по причине равнодушия исполнителей. Но даже в такой напряженной обстановке режиссер вынужден был остаться, так как уходить было некуда.

Фильмы

Помимо творчества в театре, Анатолий Эфрос создал несколько телеверсий лучших спектаклей и снял несколько художественных фильмов. Благодаря появившимся в разное время телеспектаклям «Борис Годунов», «Месяц в деревне», «Страницы журнала Печорина», «Таня», «Ромео и Джульетта», «Буря», «Тартюф» последующие поколения театралов смогли приобщиться к творчеству режиссера и увидеть воочию те спектакли, которые в 60-е и 70-е годы проходили в Москве при аншлагах.

Для истории кинематографа Анатолий Эфрос оставил всего 5 картин «Шумный день», «Високосный год», «Двое в степи», «Фантазия», «В четверг и больше никогда». Последняя картина вышла на экраны в 1977 году. Актерский состав оказался, как обычно у Эфроса, звездным: Любовь Добржанская, Олег Даль, Иннокентий Смоктуновский, Вера Глаголева. Музыку для драмы написал классик XX века Дмитрий Шостакович.

Личная жизнь

Личная жизнь Анатолия Эфроса была целиком подчинена творчеству. Режиссер завел семью еще в начале 50-х годов. Его женой стала Наталья Крымова, которая в то время только начинала карьеру театрального критика. В 1954 году у супругов родился сын Дмитрий. В 1976 году юноша закончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ, работал в театре, в 90-е годы занялся живописью.

Помимо семейных уз Анатолию Эфросу приписывали роман с театральной актрисой Ольгой Яковлевой. Были ли у режиссера и его музы близкие отношения, знают лишь они. Актриса также была несвободна – будучи 18-летней студенткой, Ольга вышла замуж за советского футболиста, звезду 50-х годов Игоря Нетто и прожила с супругом до его кончины.

Смерть

Последние годы жизни Анатолия Эфроса проходили в сильном эмоциональном напряжении из-за конфликта на Таганке. Стрессовая ситуация, длившаяся три года, дала о себе знать: у режиссера развилась сердечная недостаточность.

13 января 1987 года Анатолий Васильевич перенес инфаркт, который повлек за собой смерть. Похоронили режиссера на Кунцевском кладбище. Многие театральные деятели до сих пор считают, что переход Эфроса в театр на Таганке стал его роковой ошибкой.

Фильмография

  • «Шумный день» — 1960
  • «Високосный год» — 1962
  • «Двое в степи» — 1964
  • «Фантазия» — 1976
  • «В четверг и больше никогда» — 1977

Анатолий Эфрос — декларации и сведения о доходах

В настоящий момент информация о доходах, недвижимости и транспорте не наполнена. В отношении чиновников, политиков и госслужащих информацию об имущественном положении можно найти на сайте Декларатор.

Анатолий Эфрос — компромат, скандалы, новости

На нашем сайте представлены новости о личности: Анатолий Эфрос. Вся биографическая информация подтверждается публичными информационными ресурсами и телеграм-каналами. Таким образом биография Анатолий Эфрос дополняется новостями, информацией о скандалах и компромате.


РЕДАКТИРОВАТЬ