Анатолий Мукасей

Анатолий Мукасей — биография

Анатолий Мукасей

Биография

Возможно, без Анатолия Мукасея десятки российских фильмов потеряли бы свое очарование. Маститый оператор скромно прячется за камерой, стараясь создавать настоящие шедевры киноискусства. И у него это блестяще получается — все картины, снятые Анатолием Михайловичем, становились хитами, в том числе и благодаря операторскому труду.

Детство и юность

Анатолий — сын необычной супружеской четы. Михаил Мукасей, еврей по национальности, уроженец Беларуси, и его жена Елизавета служили разведчиками-нелегалами и дома появлялись изредка. Анатолий Михайлович в интервью рассказывал, что с сестрой Эллой не видел родителей в общей сложности 2 десятка лет. Легендарные разведчики приезжали к родным пенатам на неделю, затем снова пропадали, напоминая детям о существовании посылками и записками, передаваемыми через знакомых.

Сын с дочерью с раннего детства знали, что не стоит делиться с окружающими подробностями из жизни семьи, и как зеницу ока хранили секреты. Росли под присмотром няни и так называемых «шефов», которые были приставлены к ребятам и часто заглядывали в гости.

Однажды отец, работающий консулом в Лос-Анджелесе, познакомился с Чарли Чаплином и Теодором Драйзером, сам снимал встречи на 16-миллиметровую цветную пленку и привозил детям. С тех пор Толя заболел кинематографом, сделав открытие, которое определило его будущее.

Анатолий вдруг понял, что с помощью снятых на пленку историй можно не только увлечь человека. Камера способна остановить время, сохранить его на десятки, если не сотни лет. Мукасей решил поступать во ВГИК, а в 1961 году держал в руках диплом об окончании операторского факультета.

Фильмы

Молодой оператор год отработал на Ленинградской студии кинохроники, после попал на «Мосфильм», где и снял множество гениальных фильмов, ставших золотым наследием российского кинематографа. Оператор-постановщик оттачивал профессиональное мастерство, опираясь на собственную философию.

Анатолий Михайлович всегда считал свое ремесло лучшим из всех направлений в кино, ведь зритель видит происходящее глазами оператора, и сравнивал его с работой живописцев — это те же картины, только в движении. Говорил, что перед съемкой обязательно просматривал буклеты с трудами художников, а заодно наблюдал за актерами. Он убежден — каждая героиня должна выйти на экране красавицей, даже если роль предполагает образ дурнушки.

Такой подход свел Мукасея с именитыми режиссерами и до отказа заполнил фильмографию шедеврами. В 1964 году молодого Анатолия пригласил к сотрудничеству над новой кинолентой Эльдар Рязанов.

Вместе они сняли лирическую комедию «Дайте жалобную книгу» с Ларисой Голубкиной и Олегом Борисовым в главных ролях. За ней последовала вторая замечательная работа «Берегись автомобиля», где Рязанов собрал звезд советского кино Иннокентия Смоктуновского, Олега Ефремова, Анатолия Папанова, Ольгу Аросеву.

Удалось Анатолию Михайловичу творить на съемочных площадках в команде с Роланом Быковым. Постановщик доверил Мукасею запечатлеть на пленку картину для детей «Внимание, черепаха!» (1970) и интерпретацию повести Николая Гоголя «Нос» (1977).

Несколько киноработ Мукасей создал в дуэте с Алексеем Кореневым. Волна зрительской любви захлестнула в 1972 году авторов фильма «Большая перемена». Комедия собрала весь цвет актеров, начиная от народных и заканчивая выпускниками театральных вузов.

Спустя 5 лет Алексей Александрович вновь позвал Анатолия Мукасея на съемки. На этот раз снимали комедию «По семейным обстоятельствам», поднимающую проблемы отцов и детей. Очередную картину, в которой роли примерили Галина Польских, Анатолий Папанов, Евгений Стеблов и другие любимые зрителями актеры, тоже ждал грандиозный успех. Впрочем, как и следующую работу Коренева и Мукасея «Ловушка для одинокого мужчины». Постановка увидела свет в 1990 году.

Анатолий Михайлович больше всего обожает работать над комедиями, потому что удается тоже стать частью веселого процесса, ведь многие сцены и реплики для таких картин придумываются на съемочной площадке. К примеру, кинооператору принадлежит идея вставить в многосерийную картину «Большая перемена» момент, когда герой Евгения Леонова учит иностранный язык во сне под магнитофон — модная в те времена система.

Череду фильмов, ставших хитами, Анатолий Михайлович подарил киноманам вместе с супругой Светланой Дружининой. Впервые как оператор и режиссер пара встретилась на производстве музыкальной ленты «Сватовство гусара» (1979). В фантазии на водевиль Николая Некрасова «Петербургский ростовщик» задействованы Михаил Боярский, Елена Коренева, Андрей Попов.

Плодами талантливого союза этой творческой четы также стали ленты «Принцесса цирка» (1982), «Виват, гардемарины!» (1991) и «Гардемарины-3» (1992). В начале нового тысячелетия супружеская чета трудилась над масштабным проектом «Тайны дворцовых переворотов». Сериал, рассказывающий о нелегкой женской доле российских императриц, интересен тем, что события давно минувших дней идут фоном, а сюжет сосредоточен на личных отношениях героев.

Рассказывая журналистам о моментах творческой биографии, Анатолий Михайлович признается:

«Мне везло на замечательных режиссеров, которые ценили работу оператора, понимали значение изображения. Теперь настали коммерческие времена в кино, и Света порой пытается меня торопить: мол, время — деньги, снимать надо быстрее, но я, пока не выстрою свет, пока не получу тот результат, который нужен для качественного изображения, снимать не начинаю».

Анатолий Мукасей, кроме операторской работы, примерял и роли в кино. Например, мужчину можно увидеть в образе гусара в «Сватовстве гусара», сержанта в киноальманахе «Мостик» (1987), водителя Соломатина в картине Александра Атанесяна «На измене» (2010).

Талант кинооператора был отмечен значимыми наградами: в 1986 году Анатолий Михайлович удостоился Государственной премии СССР за работу в драме «Чучело». Спустя 5 лет он стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР. В 2009 году получил звание народного артиста РФ.

В апреле 2018 года Анатолий Мукасей получил премию имени «бога операторского искусства» Сергея Урусевского «Белый квадрат», которую вручают выдающимся операторам за лучшую работу в полнометражных художественных фильмах.

О планах Анатолия Михайловича на ближайшее будущее еще в начале года узнала Мария Шукшина, побывав с программой «В гости по утрам» в доме Мукасея и Дружининой. На тот момент супруги готовились к съемкам четвертой ленты о приключениях гардемаринов.

Режиссер и оператор основательно подготовились к старту. Было сшито 800 костюмов, выбрана натура, сделаны раскадровки. Дали согласие на участие и актеры, среди которых Дмитрий Харатьян, Кристина Орбакайте, Александр Домогаров.

Личная жизнь

В 2018 году Анатолий Мукасей и Светлана Дружинина отметили бриллиантовую свадьбу. Их фото появились во многих отечественных таблоидах. Будущий оператор и актриса, а по совместительству и режиссер, познакомились еще в студенчестве — учились в одном вузе. Однажды к ногам девушки в раздевалке волейбольной площадки института подкатился мяч. Анатолий Михайлович таким способом нашел повод для знакомства. Это было начало их истории любви длиною в жизнь.

Перед знакомством с родителями возлюбленного Светлана так переживала, что после знаменательного дня на пару суток заболела. Впрочем, бояться не стоило — родственники сами предложили наследнику пожениться до окончания института.

Пышная свадьба прошла в роскошном столичном ресторане. Родители Анатолия отправились с молодыми на отдых в Ялту, а затем вручили девушке письмо и снова уехали за границу. В послании предупредили, что с этих пор Светлана лишена права выезда за пределы страны, а все тайны семьи должны остаться в секрете. Так началась совместная личная жизнь двух творческих людей.

В браке, который в российском шоу-бизнесе сегодня признан одним из самых крепких, родились двое детей. Старший сын Анатолий выбрал стезю художника, хотя в молодости пробовал силы и в актерстве, и в музыке. Вместе с сыном Георгия Данелии Николаем он организовал рок-группу «Колдунчики». Молодые люди не только эпатажно вели себя на публике, но и в реальной жизни любили удивлять обычных прохожих или пассажиров метро. Иногда шалости выходили за рамки дозволенного.

После неожиданной смерти друга Анатолий задумался о смысле жизни. В 28-летнем возрасте он побывал в Псково-Печерском монастыре, стал ходить в храм. От возлюбленной Ирины Муравьевой-Моисеенко в 1987 году у него родился единственный наследник Даниил. Но вскоре по неизвестной причине сын Дружининой скончался. Для родителей это событие стало страшным ударом. О причинах смерти Анатолия ни режиссер, ни оператор, никогда не говорили с журналистами.

Ирина Муравьева — в прошлом чемпионка по синхронному плаванию — пережила отца своего сына на несколько лет и тоже погибла при невыясненных обстоятельствах. Внука Даниила взяли под опеку его бабушка с дедушкой. Они постарались дать юноше хорошее образование: тот окончил англоязычный колледж, помогал Светлане монтировать ее фильмы, снимался у бабушки в историческом сериале «Тайны дворцовых переворотов». Но состояться в творчестве молодому человеку не удалось: все чаще он попадал в неприятные истории, из которых его вытаскивали родственники.

Судьба младшего сына Михаила сложилась счастливо. Он пошел по стопам отца и окончил операторский факультет. Позднее занялся продюсированием. От первого брака воспитывает двух детей — сына Максима и дочь Елизавету. Второй раз Михаил женился на спортсменке, чемпионка мира по волейболу Екатерине Гамовой. Их первенец — четвертый внук Светланы Дружининой и Анатолия Мукасея — появился на свет в сентябре 2019 года. По словам именитого режиссера, мальчик родился настоящим богатырем — ростом 57 см и весом 4,2 кг. Новостью постановщик поделилась с подписчиками своей странички в «Инстаграме».

В 2019 году Даниил посетил эфир телешоу «Мужское и женское», где рассказал о том, что сейчас занимается музыкой, пишет песни и живет в Индии. Молодой человек посетовал на то, что бабушка не дает ему права распоряжаться единственным жильем, которое досталось от матери.

Позднее юноша дал интервью в шоу «Звезды сошлись» на НТВ, где повторил о своем намерении продать квартиру. По словам Мукасея-младшего, сделать это оказалось проблематично — его родственники перестали выходить с ним на связь. Позднее молодому человеку удалось реализовать свои намерения. Полученные средства он вложил в свой проект и инвестировал в открытие балетной школы, но нигде не получил отдачи.

Анатолий Мукасей сейчас

В 2020 году продолжать съемки 4-й картины, посвященной приключениям гардемаринов, оказалось невозможно: помешала разразившаяся пандемия коронавирусной инфекции. Тем не менее начавшуюся работу над проектом ни Светлана Дружинина, ни Анатолий Мукасей завершать не собираются. Киноленту они планируют выпустить в 2022 году.

Фильмография

  • 1964 — «Дайте жалобную книгу»
  • 1966 — «Берегись автомобиля»
  • 1968 — «Первая девушка»
  • 1970 — «Внимание, черепаха!»
  • 1972 — «Большая перемена»
  • 1973 — «Исполнение желаний»
  • 1977 — «Нос»
  • 1977 — «По семейным обстоятельствам»
  • 1979 — «Сватовство гусара»
  • 1982 — «Принцесса цирка»
  • 1985 — «Чучело»
  • 1990 — «Ловушка для одинокого мужчины»
  • 1991 — «Виват, гардемарины!»
  • 1992 — «Гардемарины 3»
  • 2000-2013 — «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-ый»
  • 2002 — «Мишель»
  • 2021 — «Гардемарины-1787»

Анатолий Мукасей — декларации и сведения о доходах

В настоящий момент информация о доходах, недвижимости и транспорте не наполнена. В отношении чиновников, политиков и госслужащих информацию об имущественном положении можно найти на сайте Декларатор.

Анатолий Мукасей — компромат, скандалы, новости

На нашем сайте представлены новости о личности: Анатолий Мукасей. Вся биографическая информация подтверждается публичными информационными ресурсами и телеграм-каналами. Таким образом биография Анатолий Мукасей дополняется новостями, информацией о скандалах и компромате.


РЕДАКТИРОВАТЬ