Жорж Мельес

Жорж Мельес — биография

Жорж Мельес

Биография

Жорж Мельес — французский режиссер, один из основоположников фантастического жанра в кинематографе. Благодаря ему появились сразу несколько направлений и приемов, которые долгое время применялись последователями.

Детство и юность

Мари-Жорж-Жан Мельес родился 8 декабря 1861 года. Семья жила в Париже, отец мальчика владел обувной фабрикой. Бизнес процветал, и предполагалось, что Жорж примет участие в семейном деле. Получив высшее образование, он стал сотрудником технического отдела фабрики «Мельес». Но молодому человеку больше нравилось заниматься созданием карикатур, посещением мюзик-холлов и оперетты.

Жорж мечтал связать свою биографию с работой художника, но его отец считал, что такое занятие не окажется прибыльным. Поэтому Мельес-старший отправил сына в Лондон для изучения английского языка. В британской столице Жорж открыл для себя фокусные театры и свел знакомство с иллюзионистом Дэвидом Девантом. На родину он вернулся с арсеналом карточных фокусов, которые стал демонстрировать на городских мероприятиях.

Идти против воли сына было бесполезно. Отец смирился и в 1888-м финансировал приобретение театра белой магии «Робер Удэн». После того как его основатель ушел со сцены, театр прозябал и ветшал, но Жоржу удалось восстановить предприятие. Его увлечения нашли здесь реализацию. Энтузиаст делал эскизы декораций, писал сценарии и создавал фокусные автоматы.

На концертах, собранных из комических зарисовок, Мельес демонстрировал номера со спецэффектами при участии сразу нескольких актеров. В дальнейшем в мероприятиях участвовали хористки Шатле из Театра оперы.

В 1895-м Мельес увидел первый киносеанс братьев Люмьер и вдохновился идеей о кинематографе.

Личная жизнь

Послевоенный период не дал Мельесу возможность реабилитироваться. Некоторое время постановщик работал декоратором в Штутгартском театре, затем был продавцом игрушек на Монпарнасе. Его поддерживала супруга — актриса Жанна д’Альси. Она была второй женой постановщика. Первая Генина Эжени скончалась в 1913 году, оставив мужу дочь Жоржетту и сына Андре.

Во второй брак Мельес вступал зрелым мужчиной. Его жене было 60 лет, и она всячески старалась помочь мужу восстановиться в профессии. Несмотря на перипетии судьбы, Жорж Мельес был счастлив в личной жизни.

Фильмы

В 1896-м Жорж Мельес купил в Великобритании первую кинокамеру и стал показывать зрителям прилагавшиеся к ней пленки. Мужчина начал проводить эксперименты, самостоятельно осуществляя съемку на камеру. Поначалу он снимал номера с участием артистов цирка и иллюзионистов.

Жорж запечатлевал уличное движение, и однажды засвеченная пленка натолкнула его на размышления и необычные пробы. Вырезав кадр, он получил склеенные изображения и таким образом разработал прием стоп-камера. В дальнейшем таким же образом появились на свет трюки с замедленной и ускоренной съемкой. Помимо авторских киноэффектов, Мельес использовал и идеи партнеров по цеху.

В 1896-м свет увидела лента «Партия в карты». Спустя год на даче под Парижем Жорж построил небольшой павильон со спецтехникой для трюков — люками, тележками для камеры, подъемниками и черным бархатным фоном. Кинематографист впервые попробовал сделать шаг от черно-белой к цветной пленке. Для этого он раскрашивал кадры ленты кисточкой вручную. Кропотливый труд был высоко оценен зрителями.

Студия быстро окупилась и начала приносить доход. За 1897 год Мельес снял около 60 короткометражных фильмов. Его излюбленным жанром оказалась феерия, к которой относились ленты «Коронация Эдуарда VII» и «В царстве фей».

В числе первых популярных фильмов Жоржа Мельеса были «Кабинет Мефистофеля» и «Фауст и Маргарита». Студия мастера специализировалась на кинематографических опытах. Здесь ставили эксперименты с синхронной записью звука и необычными эффектами. В период с 1900 по 1905 год Мельес выпустил ленты «Человек-оркестр», «Путешествие на Луну», «20 тысяч лье под водой» и другие. Эти картины отличали новаторские технические решения. Используя игровые инсценировки и заранее написанный сценарий, режиссер создавал постановочное зрелище.

Стоит отметить, что творческую деятельность Мельес совмещал с социальной работой. Он был президентом французского кинематографического синдиката, а также занимал пост председателя первых международных кинематографических конгрессов.

Пионер кинематографа сделал большой вклад в развитие искусства, наделив фильмы изобразительностью и экранизировав известные литературные сюжеты. В 1902-м была открыта фирма «Старфильм». Мельес по-прежнему работал с излюбленными приемами, но сфера кино развивалась быстрыми темпами. Режиссер стал отставать. Появились последователи и подражатели мастера. Некоторые его ленты копировали, а спецэффекты уже не казались такими поразительными.

Художник-самоучка, Мельес делал ставку на театральный опыт, снимая в декорациях, отказываясь работать на натуре и ограничивая творческие возможности сценическими условностями. Реализм в кинематографе к этому моменту взял верх над сказочным вымыслом. В 1909-м Жорж Мельес начал сотрудничество с фирмой «Братья Пате», но это не спасло его от краха. Спустя 4 года студия обанкротилась, и режиссер потерял виллу и павильон. Их выкупил Шарль Пате.

Наследие Жоржа Мельеса отличалось удивительной тщательностью выстраивания иллюзии. В его картинах сочетались мизансцены, актерская игра, костюмы, свет, макеты, а также театральное единство места, времени и действия. Будучи экспериментатором, Жорж оказался плохим дельцом. Он изобрел скрытый монтаж и многократную экспозицию, но не сумел сделать свое предприятие коммерчески выгодным.

Фильмография режиссера насчитывает порядка четырех сотен наименований. Во время Первой мировой войны Мельес уже не снимал кино. Он испытывал творческий кризис, разорился и был несправедливо забыт.

Смерть

В последние годы жизни Мельеса журналисты нашли в архивах пленки с фильмами режиссера, и культурное сообщество вновь вспомнило о деятеле кино. Правда, к работе он не вернулся. Кинематографическое общество при поддержке внучки режиссера устроило его в дом престарелых в Орли. Там Мельес писал мемуары и давал интервью, пользуясь положением «отца кинематографа». Постановщик скончался в 1938 году. Причиной смерти стала злокачественная опухоль. Могила Жоржа Мельеса находится в Париже на кладбище Пер-Лашез.

Фильмография

  • 1896 — «Поливальщик»
  • 1897 — «Кабинет Мефистофеля»
  • 1897 — «Фауст и Маргарита»
  • 1900 — «Человек-оркестр»
  • 1902 — «Путешествие на Луну»
  • 1902 — «Извержение вулкана на Мартинике»
  • 1903 — «В царстве фей»
  • 1904 — «Путешествие через невозможное»
  • 1906 — «Поджигатели»
  • 1907 — «Гамлет»
  • 1907 — «История цивилизации»
  • 1907 — «Двести миль под водой, или Кошмар рыболова»
  • 1908 — «Рейд Париж — Нью-Йорк на автомобиле»
  • 1911 — «Галлюцинации барона Мюнхгаузена»
  • 1913 — «Путешествие семьи Бурришон»

Жорж Мельес — декларации и сведения о доходах

В настоящий момент информация о доходах, недвижимости и транспорте не наполнена. В отношении чиновников, политиков и госслужащих информацию об имущественном положении можно найти на сайте Декларатор.

Жорж Мельес — компромат, скандалы, новости

На нашем сайте представлены новости о личности: Жорж Мельес. Вся биографическая информация подтверждается публичными информационными ресурсами и телеграм-каналами. Таким образом биография Жорж Мельес дополняется новостями, информацией о скандалах и компромате.


РЕДАКТИРОВАТЬ